Страница обновлена 06.03.2024

центр развития ребенка - детский сад "Березка"

Страница обновлена 06.03.2024
центр развития ребенка - детский сад "Березка"

«Особенности развития детей раннего возраста»

 

 

Миссия детского сада, педагога, родителей,

современного общества?

Счастливый, творческий и открытый ребенок.

Думает творчески

Начинает смело

Действует разумно

Несет ответственность и заботится

Чувствует радость от игры, хочет исследовать, задавать вопросы, открывать и испытывать в ближайшем к себе окружении

· Имитирует в играх различные роли: творчески применяет свой опыт, знания и впечатления об окружающем мире

· В ходе игры способен решать проблемы и достигнуть с товарищами согласия

· Знает, что люди разные; пытается понять чувства других людей и учитывать их в своем поведении и общении

· Описывает свои хорошие качества и умения; действует самостоятельно, в новых ситуациях по руководству взрослых

· Не боится мечтать и рассказывать о них

· Инициирует различные игры и развивает занятия; объясняет свои мнения

· Имеет сформированные возрастные навыки труда и желание все делать хорошо

Понимает простые связи (Н: причина-следствие), ощущает предметы, события и явления в целом, группирует их по различным признакам

· Использует рассуждающий диалог, понимает услышанное, хочет и не боится общаться и создает дружеские отношения, участвует в совместной работе

· Планирует и организует свои повседневные задания, доводит до конца начатые дела, способен концентрироваться до полу часа

· Использует в играх различные средства аккуратно и после занятий убирает за собой

·Заботится о других людях и окружающей среде, делает различие между плохим и хорошим поведением, умеет в различных ситуациях надлежащим образом себя вести и меняет свое поведение в соответствии с обратной связью

· Соблюдает оговоренные правила и нормы поведения, знает, что может быть для здоровья полезным или вредным и как действовать безопасно, пытается оказать помощь и при необходимости просит его сам

· Радуется успехам и справляется с разочарованием, способен описывать свои чувства и сильные эмоции, например, радость и злость, требуемым образом выражать

Современный ребенок, какой он?*

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу ( в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7-8 лет). а это влечет за собой пересмотр методов обучения в младшей школе. Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя годами позже, а мальчики – четырьмя. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги дошкольных учреждений "нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.

Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это "наслушанность", под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта. 

У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бъют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Известный психолог Е.О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей.

Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых "середнячков". Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения.

 Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами.

Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.

У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.

Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское "дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.

Серьёзную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д.Б. Эльконину игра не достигает). Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.

Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д.И. Фельдштейн называет ориентацию общества, и соответственно, детей на потребление, маргинализацию (социологическое явление, понятие обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими либо социальными группами – бомж, бездомный, олигарх. Это понятие появилось в американской социологии в 1920 е для обозначения ситуации…), рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – "омоложение" болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит, из-за "наследования опыта семейных неудач", происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка.

Обобщив фундоментальные исследования последних лет, академик Д.И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей:

   - резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;

   - рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;

  – уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно- потребностной сферы;

   - снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий;

   - недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность;

  – значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;

   - рост "экранной" зависимости;

   - ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;

   - увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;

   - снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков;

  -астенизация(от греч. astheneia —бессилие, слабость), астения, повышенная утомляемость, истощаемость, ослаблениеили утрата способности к продолжительному физическому или умственному напряжению человеческогоорганизма. Вызывается комплексом физических, психофизиологических, экологических и др. факторов. Является одним из симптомов Синдрома “полярного” напряжения. телосложения и снижение мышечной силы;

   - рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;

   - рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;

   - увеличение численности одаренных детей.

Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все более выраженными. 

 Основная проблема современного дошкольника – это  то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

 Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других. 

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

 *По материалам методических рекомендаций к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Мир открытий". //Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г, Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012.

Современный ребёнок – какой он?

 

Современные дошколята – это что-то необыкновенное.

Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся – вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни.

Какие же они – современные дети?

Современные дети:

  • Умные, настойчивые, требовательные
  • Более коммуникабельные; 
  • Более информированные;
  • Более эрудированные;
  • Более осведомлены об окружающем мире, т.к. живут в эпоху информационного бума;
  • Более практичны и самостоятельны, просто потому что родители посвящают работе больше времени, чем общению с ними;
  • Более тревожны и агрессивны;
  • Очень подвижные и гиперактивные;
  • Зависят от техники и не представляют свою жизнь без сумасшедших гаджетов и компьютеров; 
  • Не имеют героев и кумиров;
  • Не умеют играть –  в современных  игрушках и играх предусмотрено все и нечего додумывать;
  • Не слышат указаний и приказов;
  • Часто нарушают общепринятые правила и запреты. 
  • Не терпят насилия.
  • Любые шантажи, уговоры, «традиционные меры воздействия» («Сейчас придет Баба-яга и съест тебя!») никак на него не действуют.

Просто у современных детей – современное детство!

Родителям сейчас сложно. Все мы хотим иметь хороший заработок, создать ребёнку прекрасные условия. Мы очень заняты, часто задерживаемся на работе, и ребёнку не хватает родительского внимания. Старайтесь проводить больше времени вместе.

Современные дети не трудные и не лёгкие. Они – обычные дети, которым, как и сто лет назад, по-прежнему нужны тепло маминых объятий и надёжность папиных рук. Мы можем каждый день, приходя с работы, дарить ребёнку игрушки, но через годы он будет с нежностью вспоминать не череду кукол и машинок, а вечер, когда вся семья наряжала ёлку, каталась на лыжах или ездила на рыбалку.

Каждый ребенок это неповторимый, уникальный мир – это личность, обладающая своей точкой зрения своими уникальными способностями и задача взрослых  находить время и желание для того чтобы учиться понимать этот мир, помогать ему взрослеть, сохраняя и оберегая эту уникальность.

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×