Материально-техническое
обеспечение и оснащенность
образовательного процесса. Доступная среда
Здание теского сада функционирует с 1977 года. С 2014года детский сад состоит их 2-х двухэтажных кирпичных зданий, соединенных между собой теплым преходом. Детский сад имеет все виды благоустройства: водопровод, канализация, центральное отопление, вентиляцию. Все оборудование находится в хорошем состоянии.
Проектная мощность детского сада рассчитана на 191 детей. В настояшее время функционирует 7 групп для детей дошкольного возраста.
Состояние материально-технической базы ДОУ соответствует педагогическим требованиям современного уровня образования, требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта.
В качестве ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды, мы рассматриваем следующие направления:
- выполнение требований СЭС с целью оптимизации условий развития и эмоционального благополучия ребенка;
- создание полноценной социальной среды развития ребенка, условий для разновозрастного взаимодействия межди детьми и общения с взрослыми;
- выделение и оснащение специальных помещений для разных видов детской деятельности;
- создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятетельности детей, в том числе организации уголков уединения;
- полифункииональное испольэование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребенка;
– создание музыкальной среды.
Помещения детского сада:
- Кабинет заведующей;
- Кабинет заместителя заведующей по АХЧ;
- Методический кабинет в нем собраны: наглядный материал, пособия для проведения всех видов занятий, материал для консультаций, библиотека с методической литературой и периодической печатью, компьютер с цветным принтером. Ведется накопление видеоматериалов проведенных мероприятий и познавательных видеофильмов для детей;
– Музыкальный зал: в нем собраны фортепиано, магнитофон, детскими музыкальными инструментами, DVD-дисками с музыкальными произведениями, яркими наглядными пособиями, дидактическими играми. Для театрализованной
деятельности имеются различные театры, ростовые куклы, реквизиты, костюмерная, декорации;
– Спортивный зал оснащен спортивными комплексами, крупными модилями, шведскими стенками, матами, гимнастическими скамейками, баскетбольными щитами, дугами для подлезания, мячами, мячами-хоппболами, беговой дорожкой, канатом, скакалками, обручами, кеглями и другим необходимым оборудованием;
– Медицинский кабинет соответствует требованиям СанПиНа. Там имеется:
кушетка, шкаф аптечный, средства для оказания медицинской помощи, весы медицинские, ростомер, лампа настольная, динамометр, тотометр, плантограф, фонендоскоп и т.д.;
- процедурный кабинет соответствует требованиям СанПиНа. Там имеется: кушетка, шкаф аптечный, медицинские столики со стеклянной крышкой,холодильники;
- Кабинет учителя – логопеда имеет всё необходимое для работы с детьми, имеющими нарушения речи. В нем подобран дидактический материал в соответствии с возрастом детей, особенностями речевой патологии, требованиями коррекционных программ;
– Кабинет педагога-психолога оборудован наглядно-дидактическими материалами, играми на развитие внимания мышления, памяти, воображения, компьютер с аккустической системой, специальной мебелью для занятия с детьми, стендами с
наглядной информацией;
- Пищеблок имеет две зоны: зона работы с сырыми продуктами, зона работы с вареными продуктами.
Первая зона включает в себя разделочный стол. морозильную камеру. мясорубку, ванну для сырой продукции, мойку и стеллаж для хранения посуды.
Вторая зона содержит в себе разделочный стол, привод универсальный, электрокипятильник, холодильник, мясорубку, весы, стол для готовой продукции, стеллаж для хранения посуды. электроплиту;
При реконструкции детского сада в 2013году увеличилось помещение пищеблока. В соотеетствии с нормами СанПиНа пищеблок оснащен новым оборудованием, заменена системы отопления, водопровода и канализации;
- Прачечная имеет две профессиональные машины стиральную и сушильную;
- Гладильная оборудована двумя профессиональными гладильными машинами,шкафами для хранения белья;
- Групповые помещения оборудованы мебелью
. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной,
театрализоеанной, констриктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемешаться. В ДОУ по возможности создаются все условия для охраны и укрепления здоровья детей,для их полноценного физического разеития. Организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют свои отличительные признаки.
В группах раннего возраста выделено большое открытое пространство, где дети могут играть с двигательными игрушками, имеются уголки по сенсорике с разнообразным материалом, есть центр песка и воды.
В каждой группе имеются дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература. по конструированию в группах оборудованы уголки, где собраны различные виды конструкторов, в зависимости от возрастных возможностей детей: пластмассовые с различными видами соединений, деревянные, металлические, пазлы. Во всех группах ДОУ имеются музыкальные уголки u иголки театрализованной деятельности. В них представлены детские мизыкальные инструменты, шумовые инструменты, музыкально-дидактические игры, портреты композиторов различные виды театров, настольные театральные ширмы.
Таким образом, в нашем детском саде предметно-развивающая среда соответствует интересам детей, периодически дополняется и обновляется.
На территории детского сада имеется большое количество зеленых насаждений. Каждой возрастной группе отведен свой участок, имеющий крытую веранду и уличное оборудование для игр детей.
Уличное оборудование
столик со скамейками СТ1 | 3шт | паспорт | |
Столик со скамейками СТ5 | 1шт | паспорт | |
Спортивный снаряд Т42 | 1шт | паспорт | |
Спортивный снаряд ИМ14 | 3шт | паспорт | |
Спортивный снаряд И10 | 3шт | паспорт | |
Песочница П2 | 8шт | паспорт | |
Машинка Д3 | 1шт | паспорт | |
Качели маятниковые на жесткой подвеске К1ж | 1шт | паспорт | |
Качалка- балансир К20 | 3шт | паспорт | |
Карусель МК5 | 2шт | паспорт | |
Бревно гимнастическое | 1шт | паспорт | |
Беседка ДЕ1 | 2шт | паспорт |
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной ) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения. Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных организациях.
Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для развития физических качеств и двигательных умений детей в МДОУ оборудован спортивный зал, физкультурные уголки в группах и уличная спортивная площадка. В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в спортивном зале проводятся утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, спортивные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для проведения физкультурно-оздоровительной работы:
- физкультурное оборудование – гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков;
- спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач.
В МДОУ разработаны и реализуются следующие программы:
1. Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения Большесельский детский сад «Березка»,
2. Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития,
3. Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи,
Средства обучения воспитания подразделяются на следующие виды:
- печатные (методическая литература и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал);
- аудиовизуальные (слайды, образовательные видеофильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); демонстрационные (макеты, стенды, игрушки);
- спортивное оборудование.
Наглядные пособия классифицируются на три группы: объемные пособия (муляжи, игрушки, игры и т.п.); печатные пособия (картины, плакаты, рабочие тетради) проекционный материал (видеофильмы, слайды и т.п.)
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей детей;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения и воспитания: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для всех видов детской деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, трудовой, самостоятельно-художественной деятельности, двигательной) которые способствуют развитию дошкольников.
О специальных условиях питания
Питание организовано в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27 октября 2020 г. на основании "Примерного 10-ти дневного меню для детей от 1 года до 3 лет и от 3 до 7 лет", в соответствии с технологией приготовления пищи, а так же требованиями законодательства в сфере санитарного – эпидемиологического благополучия населения, включая действующие требования и нормативы, установленные нормативно- технической документацией. Рационы горячего питания воспитанников, а также энергетическая ценность, подлежащих приготовлению, указаны в Меню. Питание осуществляется по тем же нормативным документам и регламентам, что и организация питания для воспитанников групп общеразвивающей направленности. В детском саду организовано 4-ёх разовое питание. В учреждении имеется свой пищеблок, который оснащён необходимым оборудованием: 2 плиты, 1 жарочный шкаф, духовкой, 7 холодильниками, мясорубкой, протирочной резательной машиной, тестомесильной машиной, пищеварочным электрическим котлом, кухонной универсальной машинойУКМ, а также функционирует овощной цех. Для питания детей в группах детского сада выделена специальная зона.
В связи с отсутствием детей, имеющих специальные медицинские показания по питанию, в МДОУ разработано 10-дневное меню для всех воспитанников. При зачислении ребенка, имеющего специальные рекомендации по питанию, будет разработано отдельное меню и закуплена необходимая посуда.
О специальных условиях охраны здоровья
Охрана здоровья обучающихся в образовательном учреждении включает в себя:
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, режима учебных занятий;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в деском саду;
- профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в детском саду;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- проведение занятий о здоровом образе жизни, оформление стенгазет, изготовление информационных и агитационных буклетов;
- организацию родительских собраний;
- проверку исправности и испытания спортивного инвентаря;
- инструктажи по ТБ;
- организацию работы по гражданской обороне и действиям в ЧС;
- проведение мероприятий по антитеррористической безопасности.
В детском саду оборудован медицинский блок, включающий в себя медицинский кабинет, изолятор, туалет. Медкабинет оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в соответствии с утвержденным перечнем. Сроки годности и условия хранения соблюдены. В штате организации имеется медицинская сестра-специалистр по оказанию медицинской помощи обучающимся. Имеется аптечка первой помощи, бесконтактный термометр. Заключён договор №24 от 01.04.2016г с ГУЗ ЯО Большесельская ЦРБ на оказание медицинских услуг.
В группах, музыкальном и физкультурных залах установлены рециркуляторы для обеззараживания воздуха.
Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи. С целью охраны и укрепления здоровья детей в детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье и развитии, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Безопасность дошкольного учреждения обеспечивается: пропускным режимом, системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой, дежурством сторожей в ночное время. Также детский сад оснащён: автоматической системой пожарной сигнализации, которая выведена на пульт пожарной охраны.
Функционирует психолого – педагогический консилиум МДОУ (ППк МДОУ), целью которого является создание социализации и адаптации воспитанников посредством психолого–педагогического сопровождения.
В детском саду установлен электрический подъемник для подъема и перемещения людей с ограниченными физическими возможностями.для подъема и перемещения людей с ограниченными физическими возможностями.
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Во время проведения занятий применяются мультимедийные средства для повышения уровня восприятия учебной информации воспитанниками. Так же в учреждении используют развивающее игровое оборудование, дидактические игры, столы передвижные для игры с песком, оборудование для развития мелкой и крупной моторики, сенсорного развития. Игры, игрушки, разнообразные пособия для поддержания и развития игровой, познавательной и экспериментальной деятельности располагаются в поле зрения и восприятия ребенка (на расстоянии вытянутой руки ребенка). Специальных технических средств обучения индивидуального пользования нет, так как нет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду создано единое информационное пространство. Информационная база детского сада оснащена:
- электронной почтой;
- выходом в Интернет;
- разработан и действует сайт
- работает Wi-Fi.
Все компьютеры имеют доступ к сети Интернет. Дети к компьютерам не допускаются, согласно «Положению об ограничении доступа воспитанников к информации, распространяемой а сети «Интернет», не соответствующей образовательной деятельности ДОУ».
Работает информационная система АСИОУ, которая обеспечивает управление сферой образования за счет непрерывного информационного сопровождения образовательного процесса.
С целью обеспечения информационной открытости функционирует постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт детского сада https://dsberez-bol.edu.yar.ru. На сайте установлена кнопка "Для слабовидящих".
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Самостоятельный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) не предусмотрен. В рамках образовательной деятельности ЭОР осуществляет педагог. Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы – не имеются.
Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- официальный сайт Министерства Просвещения РФ
- федеральный портал "Российское образование"
- информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
интернет-портал «Культура письменной речи»
http://mon.gov.ru/– официальный сайт Министерство образования и науки Российской Федерации
http://fcior.edu.ru/– Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) Министерства образования и науки РФ обеспечивает доступность и эффективность использования электронных образовательных ресурсов для всех уровней и объектов системы образования РФ.
http://www.edu.ru – федеральный портал "Российское образование".
http://window.edu.ru - информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам".
http://deti.edu.yar.ru/ – Интернет-сайт для родителей детей дошкольного возраста.
http://об-образовании.рф/ – сайт "Образование России: новое правовое регулирование".
http://www.culture.ru/ – КУЛЬТУРА.РФ единый Интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций России.
http://resurs-yar.ru/ -официальный сайт центра "Ресурс" Ярославской области
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
– Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено.
Законодательные акты инклюзивного дошкольного образования:
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 237- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статьи 28,29
ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ст..28-29.pdf;
· Приказ Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014г. «Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети Интернет и формату представления на нем информации»
Приказ Рособрнадзора №785 от 29.05.2014 г.pdf;
· Постановления Российской Федерации от 17 мая 2017г. № 575 «О внесении изменений в пункт 3 правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" и обновления информации об образовательной организации»
Постановление РФ от 17 мая 2017 г. № 575 docx;
· Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 марта 2015 г. № 07-675 «О направлении методических рекомендаций представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательств в сфере образования»;
· Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. От 21.07.2014, с изм. От 01.12.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (24 ноября 1995 г.)
ФЗ от 24.11.1995 г. № 181.pdf;
· ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»
· Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (ред. От 28.12.2013, с изм. От 01.12.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
ФЗ РФ от 9 февраля 2009 г. № 8.pdf;
· Конституция Российской Федерации. Статья 8
· Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006г. №230-ФЗ Часть IV
· Конвенция о правах инвалидов
Конвенция о правах инвалидов.pdf
Локальные акты МДОУ:
Обеспечение безопасности воспитанников.
Детский сад оборудован домофономи, системами автоматической пожарной сигнализации, кнопками тревожной сигнализации.
Территория детского сада ограждена металическим забором с запирающимися воротами.