Страница обновлена 29.09.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Большесельский детский сад "Березка" (МДОУ Большесельский ДС "Березка")

Страница обновлена 29.09.2022
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Большесельский детский сад "Березка" (МДОУ Большесельский ДС "Березка")
ДОСТУПНАЯ    СРЕДА     

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной ) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения. Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных организациях.

     Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.  Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для развития физических качеств и двигательных умений детей в МДОУ оборудован спортивный зал,  физкультурные уголки в группах  и уличная спортивная площадка. В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в спортивном зале проводятся утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, спортивные досуги, праздники и развлечения.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для проведения физкультурно-оздоровительной работы:

- физкультурное оборудование – гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков;

- спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.

Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

 О средствах обучения и воспитания, приспособленных для  использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач.

В МДОУ разработаны и реализуются следующие программы:

1. Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения Большесельский детский сад «Березка»,

2.  Адаптированная основная образовательная программа для детей с  задержкой психического развития,

3. Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи,

Средства обучения воспитания подразделяются на следующие виды: 

  • печатные (методическая литература  и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал);
  • аудиовизуальные (слайды,  образовательные  видеофильмы  на цифровых носителях);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); демонстрационные (макеты, стенды, игрушки);
  • спортивное оборудование.

Наглядные пособия классифицируются на три группы: объемные пособия (муляжи, игрушки, игры  и т.п.); печатные пособия (картины, плакаты, рабочие тетради) проекционный материал (видеофильмы, слайды и т.п.)
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей детей;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения и воспитания: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. 

Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для всех видов детской деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, трудовой, самостоятельно-художественной деятельности, двигательной)  которые  способствуют развитию дошкольников.

О специальных условиях питания

Питание организовано в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27 октября 2020 г. на основании "Примерного 10-ти дневного меню для детей от 1 года до 3  лет и от 3 до 7 лет", в соответствии с технологией приготовления пищи, а так же требованиями законодательства в сфере санитарного – эпидемиологического благополучия населения, включая действующие требования и нормативы, установленные нормативно- технической документацией. Рационы горячего питания воспитанников, а также энергетическая ценность, подлежащих приготовлению, указаны в Меню.  Питание осуществляется по тем же нормативным документам и регламентам, что и организация питания для воспитанников групп общеразвивающей направленности. В детском саду организовано 4-ёх разовое питание. В учреждении имеется свой пищеблок, который оснащён необходимым оборудованием: 2 плиты, 1 жарочный шкаф, духовкой, 7 холодильниками, мясорубкой,  протирочной резательной машиной, тестомесильной машиной, пищеварочным электрическим котлом, кухонной универсальной машинойУКМ, а также функционирует овощной цех. Для питания детей в группах детского сада выделена специальная зона.

В связи с отсутствием детей, имеющих специальные медицинские показания по питанию, в МДОУ разработано 10-дневное меню для всех воспитанников. При зачислении ребенка, имеющего специальные рекомендации по питанию, будет разработано отдельное меню и закуплена необходимая посуда.

О специальных условиях охраны здоровья

Охрана здоровья обучающихся в образовательном учреждении включает в себя:

  • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организацию питания обучающихся;
  •  определение оптимальной учебной, режима учебных занятий;
  • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
  • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в деском саду;
  • профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в детском саду;
  •  проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
  • проведение занятий о здоровом образе жизни, оформление стенгазет, изготовление информационных и агитационных буклетов;
  • организацию родительских собраний;
  • проверку исправности и  испытания спортивного инвентаря;
  • инструктажи по ТБ;
  • организацию работы по гражданской обороне и действиям в ЧС;
  • проведение мероприятий по антитеррористической безопасности.  

В детском саду оборудован медицинский блок, включающий в себя медицинский кабинет, изолятор, туалет. Медкабинет оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в соответствии с утвержденным перечнем. Сроки годности и условия хранения соблюдены.  В  штате организации имеется медицинская сестра-специалистр по оказанию медицинской помощи обучающимся.  Имеется аптечка первой помощи, бесконтактный термометр. Заключён договор №24 от 01.04.2016г с ГУЗ ЯО Большесельская  ЦРБ на оказание  медицинских услуг.

 В группах, музыкальном и физкультурных залах  установлены  рециркуляторы для обеззараживания воздуха.

Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи. С целью охраны и укрепления здоровья детей в детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье и развитии, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

Безопасность дошкольного учреждения обеспечивается: пропускным режимом, системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой, дежурством сторожей в ночное время. Также детский сад оснащён: автоматической системой пожарной сигнализации, которая выведена на пульт пожарной охраны.

Функционирует психолого – педагогический консилиум МДОУ (ППк МДОУ), целью которого является создание социализации и адаптации воспитанников посредством психолого–педагогического сопровождения.

 В детском саду установлен электрический подъемник для подъема и перемещения людей с ограниченными физическими возможностями.для подъема и перемещения людей с ограниченными физическими возможностями.

О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Во время проведения занятий применяются мультимедийные средства  для повышения уровня восприятия учебной информации воспитанниками. Так же в учреждении используют развивающее игровое оборудование, дидактические игры, столы передвижные для игры с песком, оборудование для развития мелкой и крупной моторики, сенсорного развития. Игры, игрушки, разнообразные пособия для поддержания и развития игровой, познавательной и экспериментальной деятельности располагаются в поле зрения и восприятия ребенка (на расстоянии вытянутой руки ребенка). Специальных технических средств обучения индивидуального пользования нет, так как нет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду создано единое информационное пространство. Информационная база детского сада оснащена:

  • электронной почтой;
  • выходом в Интернет;
  • разработан и действует сайт
  • работает   Wi-Fi.

Все компьютеры имеют доступ  к сети Интернет. Дети к компьютерам не допускаются, согласно «Положению об ограничении доступа воспитанников к информации, распространяемой а сети «Интернет», не соответствующей образовательной деятельности ДОУ».

Работает информационная система АСИОУ, которая  обеспечивает управление сферой образования за счет непрерывного информационного сопровождения образовательного процесса.

С целью обеспечения информационной открытости функционирует постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт детского сада https://dsberez-bol.edu.yar.ru.  На сайте установлена  кнопка "Для слабовидящих".

Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 Самостоятельный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) не предусмотрен. В рамках образовательной деятельности ЭОР осуществляет педагог. Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы – не имеются.

Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

интернет-портал «Культура письменной речи»

http://mon.gov.ru/– официальный сайт Министерство образования и науки Российской Федерации

http://fcior.edu.ru/– Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) Министерства образования и науки РФ обеспечивает доступность и эффективность использования электронных образовательных ресурсов для всех уровней и объектов системы образования РФ.

http://www.edu.ru  – федеральный портал "Российское образование".

http://window.edu.ru  - информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам".

http://deti.edu.yar.ru/ – Интернет-сайт для родителей детей дошкольного возраста.

http://об-образовании.рф/ – сайт "Образование России: новое правовое регулирование".

http://www.culture.ru/ – КУЛЬТУРА.РФ единый Интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций России.

http://resurs-yar.ru/ -официальный сайт центра "Ресурс" Ярославской области

Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:

– Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено.

Законодательные акты  инклюзивного дошкольного образования:

·  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.  № 237- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статьи 28,29 

           ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ст..28-29.pdf;

·   Приказ Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014г. «Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети Интернет и формату представления на нем информации»

            Приказ Рособрнадзора №785 от 29.05.2014 г.pdf;

·  Постановления Российской Федерации от 17 мая 2017г. № 575 «О внесении изменений в пункт 3 правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" и обновления информации об образовательной организации»

Постановление РФ от 17 мая 2017 г. № 575 docx;

·  Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 марта 2015 г. № 07-675 «О направлении методических рекомендаций представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательств в сфере образования»;

· Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. От 21.07.2014, с изм. От 01.12.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (24 ноября 1995 г.)

ФЗ от 24.11.1995 г. № 181.pdf;

·  ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»

ГОСТ Р 52872-2012.pdf;

·  Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (ред. От 28.12.2013, с изм. От 01.12.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

           ФЗ РФ от 9 февраля 2009 г. № 8.pdf;

· Конституция Российской Федерации. Статья 8

 Конституция РФ.pdf;

·  Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006г. №230-ФЗ Часть IV

           Гражданский кодекс РФ.pdf;

· Конвенция о правах инвалидов

Конвенция о правах инвалидов.pdf

Локальные акты МДОУ: